«Станция в лесу, рентабельность непонятна»: что тверичане и эксперты думают о высокоскоростной магистрали Москва — Петербург
Высокоскоростная магистраль (ВСМ) «Москва — Санкт-Петербург» — это один из крупнейших транспортных проектов современной России и самый масштабный за последние десятилетия из тех, что затрагивают жизнь населения в Тверской области. Поезда будут лететь по ней со скоростью до 400 км/ч, сокращая путь между столицами до 2 часов 15 минут, а расстояние из Твери до Москвы — всего до 39 минут.
В регионе появятся сразу 4 новые станции: «Выползово» (Бологовский округ), «Садва» (Вышневолоцкий округ), «Логовежь» (Торжокский округ) и «Новая Тверь» (р-н Бурашево).
ВСМ — это почти 680 км, 239 мостов и эстакад (общей длиной 180 км), и более 2 трлн рублей инвестиций. В концессии по созданию магистрали участвуют РЖД (генподрядчик), Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Совкомбанк, мэрия Москвы, ГУП «Московский метрополитен», группа «Синара» (разработчик поезда) и другие компании и структуры. Уже к 2028 году поезда будут ходить между Москвой и Петербургом каждые 10-15 минут. В Тверской области откроются новые производства (железобетонные плиты, компоненты составов), что даст региону рабочие места и налоговые поступления.
Реальные голоса тверичанМнения тверичан — диаметрально разные, от восторга до тревог. Социальные сети и группы протестов наполняют опасения по поводу неопределенности с выкупом земли, компенсациями, перспективой исчезновения привычных электричек.
«Качество жизни изменится, если билет будет доступным… В Москву на работу, домой за 40 минут — это реальная перемена»;
«Такую же “М-11” сначала считали ненужной, а теперь все используют»;
«ВСЖМ–1 строится только для богатых жителей столиц, тверским она вообще не нужна, а после постройки отменят дешевые “ластонки” и “Сапсан”»;
«Что будет с дачами, которые попадают на трассе ВСМ? Боюсь за участок и дом!»;
«Новая станция “Новая Тверь” расположена вообще в лесу, как туда добираться? Такси, автобус — рентабельность непонятна»;
Эксперты: плюсы, вызовы и условия успехаЭкспертное сообщество региона и федерального уровня также видит преимущества и вызовы. Например, Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе РФ, считает, что ВСМ — это «новый драйвер развития туризма, логистики и малого бизнеса», и подчеркивает важность связки ВСМ с городским транспортом для удобства тверичан. А эксперт по недвижимости Дмитрий Назаркин указывает на резкий рост спроса на землю и жилье у будущих станций (рост цен уже фиксируется), и отмечает, что власти должны четко прописать компенсации и реновации для земли и домов, попадающих под изъятие.
Константин Трофименко (Центр исследований “Умный город”): «ВСМ даст новый уровень мобильности, но огромный вызов — не оставить регион без привычных электричек и обеспечить доступные тарифы для всех, а не только для жителей мегаполисов».
В целом можно уверенно сказать, что ВСМ «Москва — Санкт-Петербург» — это одновременно и гигантский шанс, и гигантский же вызов для развития всего Верхневолжья. Магистраль в любом случае даст региону новые скоростные связи, инвестиции, заводы, рабочие места и налоговые поступления — в этом нет никаких сомнений. Но финальный успех зависит от того, насколько справедливо будут проведены переселения, как будут синхронизированы тарифы, интеграция новых станций и сохранение привычного транспортного каркаса для всех тверичан, а не только для транзитных пассажиров и элиты.