"Это были не люди": в Твери рассказали о резонансном процессе по признанию геноцида в годы оккупации
- 12 января 13:15
- 16+
- Алиса Боева
В преддверии 303-летия прокуратуры России в Твери подвели итоги работы за 2024 год.
Одним из самых резонансных процессов стало дело о признании действий немецко-фашистских захватчиков на территории Калининской области геноцидом советского народа. Старший помощник прокурора Тверской области Регина Полуянова поделилась подробностями работы над этим историческим делом.
Исторический масштаб
Работа над делом началась по поручению президента России и генерального прокурора РФ. Целью было не только восстановление исторической справедливости, но и фиксация зверств оккупантов для потомков.
«Мы начинали работать с музеями, архивами, органами власти и правоохранителями, которые открыли свои архивы, в том числе с определённым грифом. Когда я только погружалась в эти воспоминания, даже не могла представить, насколько всё было страшно», – рассказала Полуянова.
В рамках расследования прокуроры изучили тысячи документов, многие из которых были созданы в годы войны. Эти материалы включают свидетельства очевидцев, рукописные записи на газетах, счета и акты. В них фиксировались не только количество погибших, но и пострадавшее имущество, захоронения и случаи угонов в рабство.
Ужасающие факты
Зверства немецко-фашистских оккупантов на территории Калининской области потрясают своим масштабом. «Фашисты выбрасывали младенцев на улицу в 40-градусный мороз, насиловали женщин, пытали и убивали стариков. Наше население для них не было людьми. Они считали, что русские должны либо погибнуть, либо стать рабочей силой для оккупантов», – пояснила Полуянова.
Многие документы свидетельствуют о том, что для фашистов уничтожение мирных жителей было обычной практикой. В архивных материалах упоминаются случаи массовых убийств, в том числе пациентов психиатрической лечебницы имени Литвинова, где было убито более 600 человек. Их тела до сих пор не обнаружены.
Работа с очевидцами
Особое место в деле занимают свидетельства выживших. Одним из ключевых свидетелей стала Ирина Шарова, жительница Ржева, пережившая заточение в заминированном храме Покрова Пресвятой Богородицы вместе с сотнями других людей. Хотя сейчас Ирина проживает в другом регионе, её показания были даны в суде в формате видеоконференцсвязи.
Родственники жертв также активно помогали в сборе информации.
«Один из музейных работников, родственники которого работали в психиатрической лечебнице, настроен найти места захоронения убитых пациентов. Эта работа продолжается», – добавила Полуянова.
Зачем это нужно?
«Во время Нюрнбергского процесса оценка давалась в основном военным преступлениям. Наша задача была совсем иной – зафиксировать преступления против мирных жителей. Теперь потомки жертв оккупации смогут восстановить свои права», – отметила прокурор.
Дело о признании геноцида стало важным шагом в сохранении исторической памяти. Оно позволяет не только восстановить справедливость, но и передать будущим поколениям правду о том, через что прошли жители Тверской области во время Великой Отечественной войны.
Работа продолжается
Собранные материалы легли в основу десяти томов дела, каждый из которых насчитывает около 300 страниц. Работа над сохранением исторической памяти не прекращается, чтобы трагические уроки прошлого не были забыты.
Резонансный процесс не только подчеркнул важность архивных исследований, но и стал напоминанием о том, что борьба за правду и справедливость продолжается.