10 причин отложить школу на год: советы эксперта для сомневающихся родителей
- 25 августа 05:30
- Оксана Смирнова

- Решение отдать ребёнка в школу — одно из самых важных для родителей. А стоит ли торопиться? Ольга Мордашова, логопед, дефектолог и поведенческий специалист, на основе многолетней практики назвала 10 признаков, которые указывают на то, что со школой лучше повременить, даже если ребёнку уже исполнилось семь лет.
- 1. Проблемы с произношением звуков
- Если у ребёнка в семь лет сохраняются дефекты речи, это может привести не только к ошибкам на письме («как слышу, так и пишу»), но и свидетельствовать об общей незрелости нервной системы, которая проявится под нагрузкой.
- 2. Диагноз «задержка речевого развития»
- ЗРР — это лишь верхушка айсберга. В школе у такого ребёнка могут проявиться истинные причины задержки: проблемы с поведением, эмоциональной сферой и невротические реакции. Год отсрочки даст ему возможность «дозреть».
- 3. Наличие дизартрии
- Дизартрия — это поражение ЦНС, когда мозг плохо «управляет» мышцами, необходимыми для речи: языком, губами, мягким нёбом, голосовыми связками. . Таким детям всегда требуется больше сил и ресурсов на обычные дела. Школьные нагрузки могут привести к переутомлению, неврозам и срывам. Дополнительный год лучше посвятить не учёбе, а укреплению здоровья.
- 4. Диагноз или подозрение на СДВГ
- Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) эмоционально незрелы и часто отвергаются сверстниками. Быть старше в классе для них — преимущество. К 5-6 классу синдром обычно компенсируется, но до этого нужно дожить с минимальными потерями.
- 5. Синдром дефицита внимания (без гиперактивности)
- Тихие, «удобные» дети, которые могут подолгу заниматься тем, что им интересно, но «выпадают» на скучных заданиях. Им сложно концентрироваться на уроках. Требуется диагностика у нейропсихолога и год работы над произвольностью.
- 6. Моторная алалия
- Такой диагноз ставят детям с нарушением речи. Нарушения могут возникать из-за недостаточной зрелости определённых зон головного мозга, отвечающих за речедвигательную функцию. Проще говоря, это детки, которые хотят говорить, но не могут из-за слабой координации губ, языка, мягкого неба. Они обычно идут в школу в 8-9 лет. Им требуется постоянная поддержка специалистов в течение всего обучения. Освоение программы даётся им тяжело, поэтому спешка противопоказана.
- 7. Истинная леворукость
- Правополушарные дети — творческие, но им сложно в жёстких рамках системы. Они медленнее учатся писать, часто путают буквы. Дополнительный год позволит подтянуть самоконтроль и отработать навыки без стресса.
- 8. Компенсаторная леворукость
- Это не суперспособность, а следствие проблем в левом полушарии. Такие дети часто пишут и рисуют плохо обеими руками. Они в группе риска по дисграфии и неуспеваемости. Нужно определить ведущую руку и год заниматься подготовкой.
- 9. Неумение читать в 6-7 лет
- Если к шести годам ребёнок не проявляет интереса к буквам, путает их, не может запомнить, — это тревожный сигнал. В семь лет проблема сама не исчезнет. Нужна диагностика и специальные методики обучения.
- 10. Серьёзные нарушения развития
- Для детей, имеющих сложные диагнозы такие, как РАС (расстройство аутического спектра), ДЦП (детский церебральный паралич), УО (умственная отсталость) решение о поступлении в школу принимается строго индивидуально, часто после 8 лет. Им требуется особенная подготовка и условия, которые обычная школа не всегда может предоставить.
- Интересный факт
- В Финляндии, чья система образования считается одной из лучших в мире, дети идут в школу не в 6,5–7, а в 7–8 лет. Считается, что к этому возрасту ребёнок созревает эмоционально и интеллектуально, что позволяет ему легче и успешнее учиться.
- Решение отложить школу на год — не признак отставания, а инвестиция в будущее ребёнка. Как советует Ольга Мордашова, лучше дать ему время «дозреть» эмоционально, физически и психологически, чтобы учёба была в радость, а не в тягость.