10 причин отложить школу на год: советы эксперта для сомневающихся родителей
Решение отдать ребёнка в школу — одно из самых важных для родителей. А стоит ли торопиться? Ольга Мордашова, логопед, дефектолог и поведенческий специалист, на основе многолетней практики назвала 10 признаков, которые указывают на то, что со школой лучше повременить, даже если ребёнку уже исполнилось семь лет.
1. Проблемы с произношением звуков Если у ребёнка в семь лет сохраняются дефекты речи, это может привести не только к ошибкам на письме («как слышу, так и пишу»), но и свидетельствовать об общей незрелости нервной системы, которая проявится под нагрузкой. 2. Диагноз «задержка речевого развития» ЗРР — это лишь верхушка айсберга. В школе у такого ребёнка могут проявиться истинные причины задержки: проблемы с поведением, эмоциональной сферой и невротические реакции. Год отсрочки даст ему возможность «дозреть».
3. Наличие дизартрии Дизартрия — это поражение ЦНС, когда мозг плохо «управляет» мышцами, необходимыми для речи: языком, губами, мягким нёбом, голосовыми связками. . Таким детям всегда требуется больше сил и ресурсов на обычные дела. Школьные нагрузки могут привести к переутомлению, неврозам и срывам. Дополнительный год лучше посвятить не учёбе, а укреплению здоровья.
4. Диагноз или подозрение на СДВГ Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) эмоционально незрелы и часто отвергаются сверстниками. Быть старше в классе для них — преимущество. К 5-6 классу синдром обычно компенсируется, но до этого нужно дожить с минимальными потерями.
5. Синдром дефицита внимания (без гиперактивности) Тихие, «удобные» дети, которые могут подолгу заниматься тем, что им интересно, но «выпадают» на скучных заданиях. Им сложно концентрироваться на уроках. Требуется диагностика у нейропсихолога и год работы над произвольностью.
6. Моторная алалия Такой диагноз ставят детям с нарушением речи. Нарушения могут возникать из-за недостаточной зрелости определённых зон головного мозга, отвечающих за речедвигательную функцию. Проще говоря, это детки, которые хотят говорить, но не могут из-за слабой координации губ, языка, мягкого неба. Они обычно идут в школу в 8-9 лет. Им требуется постоянная поддержка специалистов в течение всего обучения. Освоение программы даётся им тяжело, поэтому спешка противопоказана.
7. Истинная леворукость Правополушарные дети — творческие, но им сложно в жёстких рамках системы. Они медленнее учатся писать, часто путают буквы. Дополнительный год позволит подтянуть самоконтроль и отработать навыки без стресса.
8. Компенсаторная леворукость Это не суперспособность, а следствие проблем в левом полушарии. Такие дети часто пишут и рисуют плохо обеими руками. Они в группе риска по дисграфии и неуспеваемости. Нужно определить ведущую руку и год заниматься подготовкой.
9. Неумение читать в 6-7 лет Если к шести годам ребёнок не проявляет интереса к буквам, путает их, не может запомнить, — это тревожный сигнал. В семь лет проблема сама не исчезнет. Нужна диагностика и специальные методики обучения.
10. Серьёзные нарушения развития Для детей, имеющих сложные диагнозы такие, как РАС (расстройство аутического спектра), ДЦП (детский церебральный паралич), УО (умственная отсталость) решение о поступлении в школу принимается строго индивидуально, часто после 8 лет. Им требуется особенная подготовка и условия, которые обычная школа не всегда может предоставить.
Интересный факт В Финляндии, чья система образования считается одной из лучших в мире, дети идут в школу не в 6,5–7, а в 7–8 лет. Считается, что к этому возрасту ребёнок созревает эмоционально и интеллектуально, что позволяет ему легче и успешнее учиться.
Решение отложить школу на год — не признак отставания, а инвестиция в будущее ребёнка. Как советует Ольга Мордашова, лучше дать ему время «дозреть» эмоционально, физически и психологически, чтобы учёба была в радость, а не в тягость.