В Твери расцвел растительный оберег: почему предки считали Синеголовник лучшей защитой от нечистой силы
- 16 августа 02:17
- Артем Путинцев

В ботаническом саду Твери в августе расцвел Синеголовник, известный с древности как Чертогон — растение, которому наши предки приписывали магические свойства. Славяне считали, что Синеголовник способен защитить дом от нечистой силы: его игольчатые соцветия добавляли в обереги и размещали в жилищах, а из травы создавали амулеты, следуя обрядовым традициям. Особый сакральный ритуал предполагал выдерживание растения под подушкой на протяжении семи ночей, затем сок использовался для пропитки ткани, которую окуривали ладаном и капали церковным воском. Такие талисманы можно было приобрести у деревенских знахарок.
Сегодня в парке «Сад Души» цветет плосколистный Синеголовник (Eryngium planum), и его ценят не только за магическую славу, но и за целебный потенциал. Растение богато витамином С, разнообразными органическими кислотами, эфирными маслами, дубильными веществами, сахарозой, сапонинами, флавоноидами и другими биологически активными соединениями. В народной и современной медицине все части Синеголовника — корни, листья, стебли и цветки — применяются для укрепления организма, облегчения нервных расстройств, тревоги, испуга, бессонницы и головной боли.

Целебные свойства Синеголовника включают обезболивающее, мочегонное, потогонное, отхаркивающее, противосудорожное, антибактериальное и антитоксическое действие. Эксперты ботанического сада подтверждают: растение способно приносить пользу не только в виде оберега, но и как лекарственное средство. А красивое цветение Чертогона сейчас украшает тверские парки, напоминая о богатстве культурных традиций и природных дарах региона.

Ранее сообщалось, что Ботанический сад Тверского государственного университета стал свидетелем цветения экзотического гостя – Кринума Мура (Crinum moorei). Эта крупная африканская лилия родом из скалистых районов провинции Наталь в ЮАР распустилась в Твери, но не в свой привычный осенний срок: нынешнее лето с его резкими погодными контрастами – от зноя до проливных дождей – спутало растению природные часы. Теперь оно цветет в июле, когда на его родине царит зима.